Россия – наша Родина. Существенным содержанием русской культуры являются народное творчество и быт, созданные на протяжении многовековой истории.
В мини – музее "Русская изба" гости знакомятся с истоками русского народного искусства, которые присутствуют в образе
традиционной деревни, знакомятся с устройством крестьянского дома, получают представление о том, что дом – это не просто строение, а живой организм со своими внешностью и характером, знакомятся с декоративно – прикладным искусством.
Музей «Изба» представляет собой воспроизведение жилого деревенского помещения. Здесь собраны подлинные предметы быта и прикладного искусства. Центральное место в русской избе занимает макет печи. Интерьер музея постоянен. Меняются лишь отдельные декоративные элементы, отражающие сезонные изменения: букеты из цветов, овощи, фрукты и т.д.
Русская изба – это деревянная постройка. Избу располагали «лицом» к дороге или реке. В русской избе все сверкало чистотой.
Красный угол В русской избе обычно ориентированной по сторонам света, Красный Угол устраивался в дальнем углу избы, с восточной стороны, в пространстве между боковой и фасадной стенами, по диагонали от печи.
Иконы помещались в «красный» или «передний» угол комнаты с таким расчётом, чтобы икона была первым, на что обращал внимание человек, входящий в комнату. Народная пословица «Без Бога — не до порога» связана именно с этим: входя или выходя из комнаты или дома, христианин прежде всего оказывал почести Царю Небесному, а уж потом — хозяину дома. Это особое место для гостей. В этом месте стоят стол и лавки.
Печь – её складывали из кирпича, а сверху обмазывали глиной. С печью связаны весь быт, вся жизнь крестьянина. Хорошая печь должна долго держать тепло, а дров требовать как можно меньше. Топили печь дровами – березовыми, ольховыми. «Когда в печи жарко – тогда и варко»,- сказано в русской пословице. Теплая большая русская печь занимала не только главную часть дома, но и главное место в избе, ведь
она обогревала избу, кормила и даже лечила ее жильцов.
Бабий кут – правый от печки угол. Это место для приготовления пищи, здесь же стояла прялка. Здесь женщины занимались своими домашними делами, готовили пищу, пряли, ткали, шили.
Керосиновая лампа – в темные зимние вечера освещали избу. На протяжении многих лет керосиновые лампы несли свет в дома. Эти светильники тогда завоевали настоящую популярность.
Ухват – палка с надетой на нее металлической рогаткой для перемещения чугунков в печи.
Миски, ложки, ковши, крынки – посуда, которую делали из дерева своими руками.
Ведра, коромысло – деревянная дуга с выемками на концах, куда входили дужки ведер. С помощью коромысла носили ведра с водой.
Колыбелька – люлька, подвешенная к потолку. В нее укладывали малышей спать.
Балалайка – русский народный инструмент. Вечерами люди играли на балалайке и пели частушки.
Лапти – обувь, сплетенная из широкого лыка. Праздничные лапти плели из вязового лыка. Ноги в лаптях не промокали и не замерзали.
Самовар – при помощи углей и сапога кипятили в нем воду для чая. Вода была вкусная, с дымком. По вечерам у самовара собиралась вся семья. Стол накрывали цветной скатертью, а самовар ставили в центр на специальный поднос. К чаю подавали несколько видов варенья, баранки. Самовар стал символом домашнего уюта, благополучия, мира в семье. В наши дни самовары украшают кухни.
Веретено - приспособление для ручного прядения пряжи, одно из древнейших средств производства. Деревянная точёная палочка, оттянутая в остриё к верхнему концу и утолщённая к нижней трети. Веретено, а также прялка и все действия, связанные с прядением, являются символами жизни и непрерывности времени.
Сундук – использовали для хранения вещей. В сундук складывали приданое для невест. Его мастерили из хорошего дерева, украшали его росписью и ставили на видное место. Конструкция и разновидности
Считается, что образцом первого русского сундука является вместилище, называемое «кубло». Это бондарное изделие, которое имело плотную крышку и закрывалось на ключ. Само слово означает — дом, жилище, хозяйство.
Рушник - это вытканное и бережно вышитое женскими руками
полотенце. В современной жизни полотенце является привычным для нас предметом первой необходимости. А в старину полотенце играло очень важную роль в разных обрядах и обычаях, участвовало в важных моментах жизни человека и сопровождало его от рождения до самой смерти.
Родильное и крестильное полотенце.
Во время родов повивальная «бабка» принимала младенца на новое полотенце, чтобы «новорожденный жил в достатке». Бабку-повитуху
в знак благодарности также одаривали полотенцем. Это полотенце хранили всю жизнь и при болезни ребёнка заворачивали его в это полотенце.
Особый интерес представляют
свадебные рушники. Они имели разное назначение. Полотенца являлись необходимой частью девичьего приданого. Полотенцами молодой украшали в день свадьбы интерьер в доме жениха, а потом их вешали только по большим праздникам. По старинному народному обычаю невеста
должна была одарить жениха и его родственников рушником, вышитым собственноручно.
Полотенца было принято демонстрировать родственникам мужа на второй день свадьбы.
Молодуха развешивала полотенца в избе поверх полотенец свекрови, чтобы все могли полюбоваться на её работу. Количество полотенец, качество полотна, мастерство вышивки - всё это позволяло оценить
трудолюбие, аккуратность, вкус молодой женщины. Во время обручения («рукобитья») руки жениха и невесты соединяли, обернув полотенцем " на веки вечные, на годы долгие". Полотенца вышивали
для украшения «повозки» (полотенца привязывали к дугам лошадей вместо вожжей; вышитые полотенца держали в руках жених и невеста в церкви во время венчания и по окончании церемонии дарили их
священнику.
Музей «Русская изба» – место, не только рассказывающее о быте и культуре, но и пробуждающее ностальгию по прелестям деревенской жизни: запах дерева, русская печь, нехитрая деревянная утварь возвращают в детство.